UTBANOV BLOG

Юрист по медицинским спорам

В далеком 2010-ом я уже публиковал статью на тему возмещения вреда причиненного некачественным оказанием медицинской помощи. Пожалуй, стоит обновить некоторые моменты. Тем более сейчас, в период всеобщего интереса к медицине.


Наверное, ни для кого не секрет, что на протяжении многих лет медицинские учреждения периодически попадают в скандалы связанные с отвратительным отношением отдельных медицинских работников к своим пациентам.


В одних случаях всему виной бездействие, в других некомпетентность, в третьих преступный замысел. Да, бывает и такое. Врачи, давая клятву Гиппократа, тем не менее, остаются людьми со своими пороками и слабостями. Одни берут взятки и совершают подлоги, другие могут торговать органами для трансплантации.


Такой случай, к примеру, имел место в Казахстане. Там ОПГ (организованная преступная группа) занималась незаконной трансплантацией человеческих тканей и органов.

Только в 2019 году в 18-ти миллионном Казахстане было возбуждено 141 уголовное дело по борьбе с торговлей людьми, в том числе 59 за торговлю органами и тканями человека.
«Цинизм преступников и медперсонала клиники дошел до того, что между собой доноров они называли «мясом», - сообщал тогда Арманбек Баймурзин начальник Департамента криминальной полиции Министерства внутренних дел корреспонденту Tengrinews.kz.

Иными словами – слепо верить врачу в наше время будет не совсем верно, как впрочем, и любому другому специалисту, в нашу эпоху повальной некомпетентности, корысти и спешки. Сегодня, как никогда, актуально выражение «Доверяй но проверяй».

Собственно этим я и предлагаю Вам заняться. Со своей стороны я дам азы минимальных знаний для того, чтобы Вы могли самостоятельно проверять адекватность диагностики и лечения, а Вам останется лишь применять их на практике. Как в прошлый раз я не буду тут расписывать алгоритмы на несколько частей, а попробую изложить эти самые азы в виде простых советов.

Итак, поехали:

  • Первое – Вы обратились к врачу и рассказали о том, что Вас беспокоит. Какие-то боли, недомогание, изменение температуры тела и тп. Врач обязан качественно диагностировать заболевание. Т.е. выявить общие признаки присущие определенной болезни и специфические (которые характерны именно для нее). Если для этого требуется назначение лабораторных исследований (анализы и тп.) или инструментальных (с помощью аппаратуры – УЗИ, МРТ и тп.) врач обязан их назначить. Врач не должен назначать Вам какое либо лечение и соответственно прием каких-либо препаратов до момента пока он не будет уверен в том, что его диагноз верный.

  • Второе – Вы вправе получить ответы на следующие свои вопросы:


- доктор, Вы уверены в том, что у меня именно бронхит, а не пневмония?
- почему Вы пришли к такому выводу и как провели дифференциальную диагностику?
- доктор, каков прогноз развития заболевания?
- доктор, какие и риски и последствия могут быть у предлагаемой Вами схемы лечения?
- существуют ли альтернативные схемы лечения?


Получив залп таких вопросов в свой адрес, большинство медицинских работников внимательно отнесется к вопросам постановки диагноза и подбора тактики адекватного лечения, что в принципе нам и требовалось. Но мы же договорились не доверять, а проверять. Поэтому берем на руки диагноз и результаты исследований и ищем в сети утвержденные Министерством Здравоохранения методические рекомендации или стандарты лечения Вашего заболевания.


В этих документах, как правило, пошагово расписан порядок действий медицинского работника, начиная от алгоритмов собеседования с пациентом и заканчивая схемами лечения в условиях стационаров.

Изучаем содержание, сопоставляем с тем, что нам говорил, обещал и назначал наш лечащий врач. Либо радуемся тому, что врач попался компетентный, либо недоумеваем и ищем независимого специалиста для оценки качества оказанных медицинских услуг.

Не болейте, будьте здоровы.

Анатолий Утбанов,
Юрист, который не проиграл ни одного медицинского спора.
советы юриста